Советы родителям

Полезные советы родителям

Общие советы родителям

Общайтесь друг с другом.
Каждому необходимо уметь разговаривать и слушать других. Это основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Если по каким-то причинам вы перестали общаться, возникают проблемы, нарастает непонимание, и, в итоге, Вы оказываетесь изолированными от своего ребенка. Отсутствие общения с Вами заставляет его обратиться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Помните об этом и будьте готовы к общению, развивайте его.
Выслушивайте друг друга.
Умение слушать - основной компонент эффективного общения, но делать это не всегда легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает: показывать свою внимательность, пытаться понять, что Вам говорит ваш ребенок, уделять внимание взглядам и чувствам вашего ребенка, не споря с ним, не настаивать, чтобы ребенок выслушивал ваши представления о чем- либо, выслушивать его точку зрения.
Расскажите ему о своем опыте.
Очень часто ребенку трудно представить, что Вы были молоды! Напоминайте ему, что и перед вами стояли проблемы выбора и принятия решения, хотя не следует пересказывать длинные истории вашего детства, начинающиеся словами: " Когда я был в твоем возрасте...".Объясните ребенку, что в детстве вы тоже были не подарок и тоже делали ошибки. Может стоит подчеркнуть, что очень помогает совместное обсуждение тех вопросов и проблем, которые в данный момент стоят перед ним. Вспомните пословицу " Одна голова хорошо, а две лучше.". Пусть ваш ребенок знает, что Вы хотели бы поделиться своими проблемами и заботами с ним, а не ожидаете от него обратного. Покажите ему, что вы тоже человек и ничто человеческое вам не чуждо.
Ставьте себя на его место.
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы не плохо показать, что Вы осознаете, насколько ему трудно. Совсем необязательно давать ему " правильные" ответы на возникающие вопросы или надоедать пересказом историй из собственного прошлого. Надо просто дать ему понять, что Вам близки его проблемы. Попытайтесь посмотреть на мир его глазами.
Будьте рядом.
Вы не можете всегда быть рядом со своим ребенком. Вам нежно работать и иметь возможность отдыхать. И ребенок должен это понимать. Но он также должен иметь возможность отдыхать. И ребенок должен это понимать. Но он также должен знать, что двери всегда открыты, если ему необходимо с Вами поговорить. Установите определенное время, когда можно собраться вместе и обсудить любые проблемы и заботы. Или договоритесь, когда ему это действительно необходимо. Несмотря на то, что вы не можете быть рядом постоянно, ребенок хочет чувствовать, что вам всегда интересно, что с ним происходит.
Действуйте твердо, но последовательно.
Быть твердым - это не значит быть агрессивным. Это значит быть уверенным, что ваши взгляды и чувства известны, и Вы хотите, чтобы ваш ребенок их уважал. Будьте последовательны! Не меняйте своих решений, не угрожайте тем, что Вы никогда не сделаете.
Проводите время вместе.
Очень важно не только общаться со своим ребенком, но и проводить вместе время. Но гораздо разумнее регулярно планировать вашу совместную деятельность. Это не обязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, просто посмотреть вместе телевизор. Поддерживайте его интересы и Вы сделаете очень важный вклад в разумное поведение вашего ребенка.
Дружите с их друзьями.
Друзья могут оказывать огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Убедитесь, что вы знаете и встречаетесь с друзьями с друзьями своего ребенка. Приглашайте их к себе домой, найдите место, где ваш ребенок и его друзья могли бы встречаться. В этом случае Вы всегда можете отслеживать, чем они занимаются.
Помните, что Ваш ребенок уникален.
У любого ребенка есть сильные стороны, и любой ребенок хочет чувствовать себя значимым и востребованным. Иногда трудно отыскать сильные стороны его личности, но поверьте они есть. Вы можете помочь своему ребенку развить их и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и Вы осознаете и радуетесь его достижениям, повышается уровень самооценки ребенка.
Подавайте пример.
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Пристрастие к любому из них может вызвать проблемы, например, алкогольную зависимость. Конечно, употребление любого из вышеуказанных законно, но то, как вы их употребляете, является примером для вашего отношения к наркотическим веществам.

Есть несколько вещей, которые следует избегать:
не издевайтесь над своим ребенком - издевки не нравятся никому,
не читайте нотаций - вспомните, как Вы сами их воспринимаете,
не поучайте - "святость" не помогает ребенку, которому нужна помощь,
не пытайтесь запугать ребенка страшными историями. Это не помогает.


Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
- самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.


Как помочь детям выполнить домашнее задание

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей. Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит - родители "стоят у них над душой" во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию? Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.

1. Выполнение распорядка дня. Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматьсяйа выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2. Распределение заданий по степени сложности. Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучаться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.
Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.
Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверить то, что выполнено правильно.
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: "Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ". Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
- Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.
- Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.
- У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.
- Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

6. Помощь при заучивании информации из учебника.
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание. Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов. Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания. Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.
Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления "языка тела" - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.